Автор: Кир Булычев
Опубликовано в журнале "Домашний компьютер" №8 от 1 августа 2001 года.
Громозека - добродушное существо ростом с небольшого слона, с несколькими щупальцами вместо рук и множеством красивых глаз. Громозека живет на отдаленной планете, но
много шастает по космосу, потому что увлекается археологией. Если бы он
писал для нашего журнала, наверняка избрал бы темой историю. История -
это разумное существо во времени. В прошлом или будущем, смотря куда ее повернуть. История - это то, что было, то чего не было, и что возможно случится. В конце XXI века Громозека пожил у меня в Москве и остался недоволен. В результате родился клеветнический опус о нашей столице.
Москву я опасаюсь, ибо скорее всего ее не существует.
Это виртуальный город, но его обитатели об этом не подозревают.
Может быть, это происходит от того, что я понял: по Петербургу можно
гулять, а по Москве гулять нельзя, потому что приходится бегать или
стоять в пробках. Не зря на просторах России население относится к
Москве отрицательно, и это сложилось исторически, от московской лжи.
Не хочется быть бездоказательным, потому я сегодня изберу для беседы
лишь московские монументы. Ибо порой и монументов достаточно, чтобы
судить о городе.
Посреди Москвы возвышается конная статуя князя Юрия Долгорукого в
шлеме и кольчуге. Он указывает дланью на проезжую часть Тверской улицы,
словно просит дворника убрать мусор. Памятник воздвигнут в честь
800-летия Москвы. Так как именно в том году князь пировал в этом
городе, а значит, его основал.
Однако независимые источники утверждают, что в том году Юрий
Долгорукий ничего не основывал, а прибыл в Москву, ибо узнал, что
владевший ею боярин Кучка посадил под замок свою жену, которая ему
изменяла с князем. Так что Юрий решил проблему любовного треугольника
просто - он зарезал ревнивого мужа. И рукой он указывает вниз, требуя
закопать несчастного соперника.
Проблема с указующим перстом оказалась решающей и в судьбе первого
из установленных в Москве памятников - монумента в честь ополчения,
изгнавшего из Москвы поляков. Он был заказан скульптору Мартосу к
двухсотлетию этого события, но тут Москву захватил Наполеон, да и
скульптор мешкал. В конце концов, в 1818 году памятник установили точно
в центре Красной площади.
Затем, по прошествии многих лет, на той же площади появился и
мавзолей Ленина, как бы памятник главнее чином. И некто в штатском
обратил пристальное внимание на то, что гражданин Минин указывает рукой
на мавзолей, а другой - вручает меч князю Пожарскому. Что же
получается, бери меч и иди? куда? (В 1931 году памятник срочно
перенесли на окраину площади, в тень Собора Василия Блаженного.)
Вообще-то в Москве долго не ставили памятников, потому что она не
была столицей. Это теперь уже их устанавливают задним числом, чтобы
догнать прочий мир, В попытке повторить американскую статую Свободы
пригласили умельца Церетели, который одел Свободу в железный камзол и
вместо факела дал ей в лапу большую палку. За спиной Свободы с палкой
поставили мачту с каравеллы, а так как Колумб и в мыслях не имел
плавать в Москву, назвали его временно Петром Первым.
В начале XIX века наступила эпоха наполеоновских войн. Чтобы
победить Наполеона, его заманивали как можно дальше, заманили в Москву,
а потом победили. Долгое время памятником этому легкомысленному
поступку мсье Бонапарта, пожелавшего посетить Оружейную палату, служила
Поклонная гора в конце нынешнего Кутузовского проспекта, откуда он
смотрел на Москву и ждал, когда старейшины понесут ему ключи от города.
Недавно Поклонную гору срыли почти до основания, чтобы негде было ждать ключей будущим завоевателям.
Но потом раскаялись. Все-таки обидели великого человека!
Как бы попросить прощения? Тогда придумали вот что: раньше в Москве
стояла Триумфальная арка. По римскому обычаю такие арки ставились в
месте, где в город входил Победитель. Понятное дело, что в Москве ее
воздвигли у нынешнего Белорусского вокзала - там в Москву вошел
победитель французов Александр Павлович.
После революции арку, конечно, снесли и свалили ее остатки на
Донском кладбище. А теперь остатки собрали и восстановили арку в конце
Кутузовского проспекта, чтобы она славила триумф Наполеона.
Можно бесконечно приводить убедительные примеры московской
виртуальности, выраженной в монументах. В заключение разрешите мне,
инопланетянину, поведать о злоключениях в Москве Гоголя.
Когда Гоголь умер, его друзья (кажется, Аксаков) привезли из Крыма глыбу черного гранита, которую и водрузили на его могиле.
Через пятьдесят лет на Гоголевском бульваре поставили памятник
Гоголю работы скульптора Андреева. Сидит Гоголь и смеется сквозь слезы.
Пожалуй, это самый прекрасный памятник в Москве.
Прошло много лет, в Москве наступила советская власть. И принялась
наводить порядок. С начала с могилы Гоголя скинули черную
пессимистическую плиту и поставили монументик. Затем скинули памятник
на Гоголевском и поставили нечто оптимистическое «0т советского
правительства». Гоголь стал соц-реалистом во всем. А старого - в
Донской монастырь!
Прошло еще много лет, и времена вновь изменились. Тихонько вернули
из ссылки андреевского Гоголя, а так как место уже занято, его сунули
сбоку площади, в садик. Так что теперь Москва - единственный город в
мире, на одной площади которого стоит два памятника одному писателю.
Что же касается надгробья, то по смерти Булгакова его жена за бедностью
пошла к рабочим и попросила поискать какой-нибудь невостребованный
камень. Они нашли в яме выкинутую глыбу черного гранита. Положили
Булгакову на могилу. Оказалось - это надгробье Гоголя.
Может, я ошибаюсь, и Москву придумали фантасты?
Источник: http://www.homepc.ru/offline/2001/62/12286/ |