Кир БУЛЫЧЕВ.
Конечно, большинству знакома эта фамилия
благодаря смешным детским рассказам о девочке
Алисе - из нашего с вами будущего. Взрослые
любители фантастики назовут еще целый ряд книжек
этого плодовитого писателя. Наконец любителям
истории наверняка попадались монографии того же
самого Кира Булычева, только подписанные уже его
настоящим именем - Игорь Всеволодович МОЖЕЙКО.
Ибо теперь уже у него нет нужды скрываться под
псевдонимом. |
Фантаст меня принял за
дружеской вечерей со своим "любимым
издателем", директором фирмы Хронос Анатолием
Алексеевым. Нет, конечно, Можейко печатался
и печатается не только у него: громадный стеллаж
в его чудесной квартире забит собственными
книгами на самых разных языках мира, в том числе и
на экзотических. Но только Хронос решилась на
издание полного собрания сочинений - около
пятидесяти томов (!), куда войдут рассказы для
детей, "взрослая" фантастика, популярные
исторические исследования и серьезные
монографии по фалеристике (наука об орденах,
медалях, знаках отличия).
- От журналистов я стараюсь
убегать - многообещающе начал писатель,
предварительно угостив меня вкусным чаем.
- А почему для меня
исключение?
- Ну хотя бы потому, что вы из
Риги. У меня со студенческих лет свое, какое-то
особое отношение и к Латвии, и к Риге.
- Вы, конечно же, отдыхали в
Доме писателей в Юрмале. У вас, наверное, остались
какие-то особенные воспоминания о взморье?
- Что вы! В Латвии много лет
подряд отдыхал в Саулкрасты. Еще когда Алиса,
дочка, была маленькой... Я же не писатель. И
никогда им не был. И не хотел вступать в Союз
писателей. Зато был свободен - и писал что хочу. Но
это, конечно, не значит, что можно было печатать,
что вздумается. Понимаете, ведь в каждом из нас
сидит внутренний цензор. Который отлично знает,
что пройдет, а что нет. Я знал, что никогда ни в
одной своей повести, ни в одной своей сказке не
вставлю слов "коммунист", "пионер",
"Ленин-Сталин". Как это делал тот же Ефремов,
например. Никогда! Но с другой стороны, есть такая
детская игра: "Да и нет не говорите, черное и
белое не выбирайте", и так далее. Поэтому писал
то, что, как я знал, будет напечатано и мне за это
не будет стыдно. Вот такие тогда были у меня
рамки. Много работал в стол. В последнее время
стал выпускать в свет некоторые из этих вещей.
- Тем не менее вы были
известны еще в Советском Союзе. И, судя по
московским книжным прилавкам, вы один из
немногих, чье имя пользуется бешеной
популярностью и сейчас. Как вы сами
воспринимаете новое время и свой успех в нем?
- Десять-пятнадцать лет назад
наша русская фантастика была расколота на две,
так сказать, фракции. Одна - вокруг издательства
ЦК комсомола "Молодая гвардия", и это была
совершенно официальная фантастика. Во главе
другой стояли братья Стругацкие. Я как бы
принадлежал к ним: Стругацкие были моими вождями.
Поэтому в то время я издавался очень мало - одна
книжка в год (не будучи членом Союза писателей, на
большее я не имел права). Тогда я приходил в
издательство "Детская литература" и мне
говорили: вот у тебя есть "экологическая
ниша" - детская фантастика. Напиши еще одну
книжку про Алису. Но я не хочу. Мне НАДОЕЛО
писать про Алису. Есть закон мировой литературы:
"Три мушкетера" всегда лучше, чем
"Двадцать лет спустя". И тогда все думали:
вот если будет когда-нибудь свобода! Вот тогда
будем писать!
- Этого не произошло?
- Оказалось, мы не были готовы к
тому, что существует могучая массовая
американская культура. И когда она пришла, то
задавила нас своим профессионализмом. И читатель
с большим удовольствием стал кушать то, что
сделано американцами.
Есть два типа фантастики. Одна -
наша, российская, произошла от Гоголя, от
Булгакова. Она рассказывает о наших проблемах, о
том, что волнует нас сейчас. А американская
фантастика - это фантастика сытых людей. Это
пугалки, ужасалки и так далее. Почему Стивен Кинг
- писатель номер один? Да потому, что он
замечательно умеет пугать, не рассказывая при
этом о сегодняшних проблемах. Или же еще один
жанр - придумки, как я его называю. Вот я придумал
мир, населил его разными существами - а вы
читайте.
- Это фэнтези. А тогда что
такое фантастика?
- Фантасты, в отличие от
футурологов, никогда никакое будущее не
предугадывают. Это другая специальность.
Фантасты могут вместе с читателем сидеть и
думать - а что с нами происходит сейчас, а что
будет завтра? И у них есть такое орудие -
гипербола. В свое время, очень давно, мы снимали
вместе с Ричардом Викторовым фильм "Через
тернии к звездам". Мы хотели, конечно,
рассказать не о придуманной планете Десса. А о
том, как гибнет природа на планете Земля и что это
дело рук человеческих. Вместо слова "Конец"
планировали поставить надпись "Все съемки
сделаны на территории СССР". Конечно, нам этого
не разрешили... Вот что такое фантастика.
Есть такое понятие -
писатель-фантаст. Для меня в этом есть какое-то
унижение. Все равно, что говорят: танцор, но он не
в балете танцует, а чечетку. Ведь ни у кого не
повернется язык назвать Булгакова
писателем-фантастом. А он чистый фантаст. Всю
литературу, да что литературу - все мировое
искусство можно разделить на два направления.
Когда пришел охотник и нарисовал в пещере
убитого им оленя - появилось реалистическое
искусство. А когда другой охотник рядом
нарисовал еще не убитую дичь - фантастическое.
Вот и все.
- И все-таки, как вы себя
чувствуете в условиях рыночной экономики, совсем
другого читательского спроса? Вам как писателю
приходилось ли ломать себя, "наступать на
горло собственной песне"?
- Единственное, о чем я жалею, - о
том, что раньше плохо соображал. Я был глубоко
убежден в том, что умру в Советском государстве. И
не предугадал того, что произошло. Как, впрочем, и
все остальные. Поэтому я очень жалею, что очень
рано родился. Существуют определенные
технологические законы: каждый человек после
пятидесяти лет начинает сдавать, работать хуже.
Или началось бы все это лет на десять раньше.
Когда у меня была значительно более свежая
голова, побольше сил.
Конечно, работаю в стол и
сейчас. Но это совсем другое дело. Раньше были
журналы - "Техника - молодежи", "Наука и
техника", "Химия и жизнь". Они с
удовольствием публиковали рассказы. Сейчас
попробуй прийти в какое-нибудь издательство и
попроси опубликовать рассказ - они их просто не
берут. Жанр рассказа вообще исчез. А ведь я по
сути своей рассказчик...
А еще, когда я был молодой, была
у меня такая мечта. Сесть в машину и умчаться куда
глаза глядят. Ехать и ехать. Останавливаться где
вздумается, по полгода не возвращаться домой. И
писать что душе угодно. Но это, конечно, не
сбылось.
Закончив интервью, Игорь
Всеволодович стал собираться на слет фантастов в
Екатеринбург. "Опять там соберутся фанаты.
Хорошо, что я не "фановый" писатель.
Любители, конечно, есть, но не фанаты. Правда,
после фильма "Гостья из будущего" был создан
клуб Алисы. Наташу Гусеву (девочка с большущими
глазами, которая сыграла главную героиню фильма)
тогда совсем достали, в том числе и какими-то
сексуальными притязаниями. Мама ее даже была
вынуждена провожать в школу и домой. Эти фаны -
страшное дело".
Позвонили и с его основной
работы - из Института востоковедения. Спрашивали
что-то насчет выполнения плана. "Я ведь еще на
работу хожу. Правда, мои исторические книги мне
там тоже засчитываются в план". Помимо писания
исторических книг или фантастики Игорь
Всеволодович готовит переиздания собственных
трудов по фалеристике. Сам он страстный
коллекционер разных знаков отличия и
обмундирования. Целая полка занята под кокарды
наполеоновских времен. "Коллекционирование
таких вещей - увлекательнейшее занятие.
Совершенно не представляешь, в какой дыре можно
обнаружить что-нибудь стоящее".
Оксана МИГУНОВА
Москва - Рига
|
|